Абхай Чаран Бхактиведанта Свами Прабхупада

Абхай Чаран Бхактиведанта Свами Прабхупада

(31 августа 1896 года – 14 ноября 1977 года)



Свами Прабхупада появился на свет первого сентября 1896 года на окраине Калькутты. В то время Калькутта была столицей Британской Индии, которая была частью Британской Империи. Родители назвали его Абхай Чаран, что означает «тот, кто чье сердце бесстрашно и тот, кто предан Кришне».

Родился Чаран на следующий день после индийского праздника Джанмаштами, который в 1896 году пришелся на 31 августа. Шри Кришна Джанмаштами – день явления на землю Кришны. Этот праздник широко отмечается в Индии и является всенародным, его отмечают даже представители других религий. В этот день люди посещают храмы Господа Кришны, постятся до полуночи и поют мантру «Харе Кришна».

После появления мальчика на свет, мать и отец Абхая, как и положено блюстителям древних ведических традиций, поспешили пригласить к себе домой астролога, чтобы он составил гороскоп сына. Родители были поражены услышанным: когда их сын достигнет семидесятилетнего возраста, он пересечет океан, станет великим распространителем вайшнавизма и построит по всему миру больше ста храмов. Шрила Прабхупада впервые упомянул об этих предсказаниях после своего прибытия в США в 1965 году в беседах со своими учениками.

У отца Абхая было имя Гаур Моан Де, он был из рода аристократов Бенгалии и был родственником богатой и влиятельной семьей Муллик, котороая занималась торговлей золотоми изделиями и солью с англичанами. Мать Абхая звали Раджани, она родилась в бенгальской семье, которая исповедовала кришнаизм . Страхи по поводу быстрой кончины сына сильно ее беспокоили и поэтому, она дала клятву есть только левой рукой (в Индийской традиции принято принимать пищу правой рукой) до того времени, пока Абхай не подрастет и сам у нее об этом не спросит. Индусы верят, что ребенок не умрет, пока родитель держит клятву. После того, как сын достиг зрелого возраста и спросил ее, почему она принимает пищу левой рукой, мать тот час перестала это делать.


Гаур мохан имел небольшой бизнес – лавку, в которой занимался продажей одежды и тканей. Отец Абхая был тоже ревностным приверженцем гаудия-вайшнавизма. Семья жила недалеко от храма Радхи-Говинды, в котором уже около 150 лет проходили ритуалы поклонения Радхи и Кришне. Каждый день, после пробуждения отец, мать и дети приходили в храм, чтобы помолится и поприветствовать Господа Кришну. Также у них дома была статуя Кришны и Гаур ежедевно приносил подношения и читал молитвы. В их семье они регулярно читали мантру «Харе Кришна» и читали священные вайшнавские писания «Шримад-Бхагаватам» и «Чайтанья-чаритамриту». Гаур Мохан очень желал, чтобы Абхай тоже был вайшнавом и часто просил об этом у Кришны.

Встреча с Бхактисиддхантой Сарасвати

За свое детство Абхай повстречал многих садху, которые навещали дом его отца. Они не производили на него никакого впечатления. Он был молодым амбициозным человеком и его мало интересовала саньяса и отречение от мира. Абхай обучение в колледже в 1920 году. Он учился на экономическом и философском факультетакх. В этом же колледже он познакомился с Субхас Чандра Босом, который был известным индийским националистом, впоследствии ставшим главой Национальной Индийской Армии, которая освободила Индию от Британского влияния. Абхай, как и многие его сокурсники, присоединился к освободительному движению.
Из всех известных личностей его наиболее привлекал Махатма Ганди. Абхаю очень понравилась простота, отсутствие вредных привычек и набожность Ганди. Он говорил, что в жизни руководствуется лишь темы принципами, которые изложены в «Бхагават-гите».

В 1922 году один друг Абхая пригласил юношу на лекцию с очень известного садху того времени - Бхактисиддхантой Сарасвати. По началу он не хотел идти на встречу, но в итоге согласился.

Первое, что Бхактисиддханта промолвил Абхаю при их первой встрече, было: «Ты — умный молодой человек, как на счет того, чтобы стать посланником Господа Чайтаньи и показать его учение миру?». Абхай был ошарашен прямолинейностью и ответил Бхактисиддханте, что ни один человек не захочет принимать послание Господа Чайтаньи, потому что Индия подчинена Англии. Как настоящий националист, он заявил, что для начала нужно выйти из-под гнета Британии и только потом проповедовать культуру древней Индии всему миру.

Но Бхактисиддханта с улыбкой ответил, что Сознание Кришны запредельно и оно не имеет зависимости от политической обстановки в Индии, и что это дело первой важности, а с ним придет и независимость и все другие блага.

Бхактисиддханта Сарасвати также объяснил Чарану, что все мирское временно, а Сознание Кришны вечно. Ни одна выдуманная людьми система правления не властна над решением человечаских проблем. Как сказал Бхактисиддханта Сарасвати, это был вердикт древних писаний и учителей, которые принадлежали к парампаре. Также Бхактисиддханта Сарасвати промолвил, что целью истинной работы на благо всех живых существ должен быть поиск единства с Богом , прекращение круговорота рождений и смерти, а также возвращение к Господу в Духовный мир, который имеет вечную, наполненную блаженством природу сат-чит-ананда.

Абхай проникся словами Бхактисиддханты Сарасвати и в тот же час принял в своем сердце Бхактисиддханту в качестве своего духовного наставника. Эта первая встреча полностью изменила его жизнь.

Абхай начал общатся с учениками Бхактисиддханты Сарасвати, читать книги о учителях их парампары, изучать священные писания, а так же читать философские работы и комментарии на священные писания.

Бхактисиддханта Сарасвати говорил, что это учение являет собою самую возвышенную форму теизма и оно подходит для каждого человека в мире, независимо от национальной, религиозной или социальной принадлежности.

Путешествие на Запад

В 1965 году, когда ему было 70 лет, Шрила Прабхупада оставил любимую Индию и двинулся покорять запад, чтобы исполнить волю своего духовного учителя. Спустя год, он основал Международное общество сознания Кришны (ИСККОН). В последующие годы он написал более 60-ти томов переводов и комментариев к классическим трудам по ведической философии и религии. Когда он покинул этот мир (14 ноября 1977 года), основанное им общество представляло собой всемирную конфедерацию, состоящую из более чем ста храмов, а также школ, институтов и сельскохозяйственных общин.

 

Первыми людьми, кто слушал его лекции а США были хиппи и бродяги одного из самых бедных кварталов Нью-Йорка. Вначале Прабхупада претерпевал большие трудности на чужой земле. Многие советовали ему, что для того, чтобы добиться там успеха необходимо носить западную одежду, есть мясо и читать проповеди на темы «все пути ведут к истине». Но, несмотря на все пережитые трудности, Свами Прабхупада не внял их советам.

Он прибыл в Нью-Йорк всего лишь с десятком долларов в кармане и маленькой сумкой, в которой он привез его опубликованными в Индии книгами. Сначала он поселился в помещении бывшего антикварного магазина, где и начал давать первые лекции по ведической философии. То время очень подходило под распространения его учения: протесты студентов, культура хиппи, интерес к древним восточным философиям. Это подготовило почву для распространения философии сознания Кришны.

!