Гуру Нанак Сахиб

Нанак родился в 1469 году н.э. в деревушке Раи Бхои Талванди в западной части индийского штата Пенджаб в семье кшатрия (военного). В детстве он обучался пенджабской грамоте в индийской школе, потом в мусульманской школе изучал персидский язык. Мальчик слыл вундеркиндом: то, что другие ученики изучали годами, он усваивал за считанные недели, и при этом был добропорядочным и рассудительным учеником. Когда ему было 10 лет, его мать решила, что ему пора принять участие в национальном обряде повязывания на шею "священной нити". Увидев нить, юный Нанака поинтересовался, сделает ли эта нить его лучше и добрее, но, услышав в ответ, что это всего лишь традиция, не стал участвовать в ней.

После школы, отказавшись от женитьбы, задуманной его родителями, Нанака несколько лет находился на службе в столице Пенджаба. Там в один прекрасный День произошло его духовное перерождение. Как-то раз во время обычного омовения в реке он нырнул и не вынырнул. Все решили, что он утонул, но через три дня он снова появился в городе. Его глаза излучали таинственный свет, а над головой мерцал еле заметный нимб, и от всего тела исходило Божественное сияние. Три дня он молчал, а затем заявил, что существует только один Бог, и этот Бог - Истина. После этого случая он оставил службу при дворе и отправился путешествовать. Он посетил различные священные места, упоминавшиеся в древнеиндийских эпосах "Рамаяна" и "Махабхарата", побывал на месте просветления Будды в Тибете, а затем отправился в Аравию и посетил Мекку и Медину. Добравшись до Мекки, он повстречался с мусульманским поэтом и учителем Кабиром и стал его активным приверженцем. Кабир говорил о необходимости упрощения культов и ослабления кастовых правил, и, продолжая его учение, Нанака утверждал, что соблюдение кастовых правил и выполнение религиозных обрядов не имеют никакого значения для духовного роста.

"Дерево определяют по плодам, которые оно приносит, а религию человека - по его поступкам. Одежда, символы, формы, обряды, ритуалы и церемонии, которые не способствуют праведным поступкам, не дадут человеку уйти далеко по дороге духовного роста".

Нанака странствовал почти 10 лет. Посетив на обратном пути Багдад, Кабул и Пешавар, он вернулся в Пенджаб и обосновала в Лахоре, на правом берегу реки Рави, притока Инда. После возвращения на родину Нанака женился на порядочной девушке и стал отцом семейства. Он носил одежды крестьянина и вместе с женой и детьми возделывал землю и торговал зерном. В 1491 году во время духовных упражнений он ощутил состояние сильного экстаза и осознал смысл своей духовной миссии на Земле. С того времени, выполняя внутренние указания Господа, Нанак начал совершать поездки по стране, проповедуя "бхакти" - любовь и преданность Единому Богу и отказ от обрядности.

"Все повторяют Имя Божье, но никто не способен постичь глубину его тайны".
"Бог един и не имеет имени и формы. В мире идет постоянная борьба между светлым и темным началом, и такая же борьба идет и в душе каждого человека."
"Человек не рождается свободным, он рожден для того, чтобы обрести свободу".
"Если твои деяния дают духовный рост и ты познал Бога в форме Истины в своем сердце, твоя Кундалини пробудится, и станешь един с Богом".
"Пересеки океан иллюзии, и встретишь вечного Бога, который приходит и не уходит, который не рождается и не умирает. Когда твои шесть чакр откроются, Кундалини исправит все нарушения".

Развивая принципы своего учения, Нанака дал также практические советы, при помощи которых можно соединиться с Единственно Сущим, создателем и хозяином всех вещей. Для свои последователей, которыми в основном были торговцы, ремесленики и крестьяне-"джаты", он организовал духовную обет. Нанака провозглашал равенство всех перед Богом и ввел у своих учеников принцип общей кухни и совместной трапезы. Все равны, все едят одно и то же. Нанака признавал существование кармы (воздаяния за прежние деяния) и сансары (перевоплощения душ), но отвергал идею отшельничества и аскетизма и призывал к активной деятельности на благо людей. Он также выступал против затворничества и неравноправия женщин, против многоженства и жестокого ритуала "сати" (самосожжения вдов заживо). Для своих многочисленных последователей он сочинил гимны и поэтический сборник "Джан-Джи", ставший для них исповеданием веры. В возрасте 50-ти лет у Нанака было еще одно видение Господа, утвердившее его в миссионерском служении.

Нанака жил в эпоху правления в Индии династии Великих Моголов, которая оставила после себя, среди прочего, чудесный мавзолей Тадж-Махал. Эта мусульманская династия пришла к власти в 1526 году н.э., и Нанака всячески пытался объединить живших в Пенджабе мусульман и индуистов. Из ислама Нанака заимствовал идею о том, что Бог - это Добро и Любовь, а из индуизма - что следует стремиться к слиянию с Богом под руководством опытного духовного наставника (Гуру). "Только тогда познаешь Бога, когда твой родничок темени откроется милостью истинного Гуру".

Именно таким Гуру в глазах своих последователей "сикхов" и был сам Нанака, первый из десяти сикхских Гуру. Прожив 70 лет, Нанака скончался 22 сентября 1539 года в Картарпуре. Произошло последнее великое чудо. Его последователи стали спорить у его смертного одра, как его похоронить. Однако внезапно они обнаружили, что его тело превратилось в букет из тысячи цветов, сияющих светом и красотой.

!